Санитарка, бывший паралимпиец, предприниматель – кого и за что судили по диффамационным статьям на этой неделе
Правозащитный центр "Весна" продолжает мониторить судебные заседания по уголовным делам, связанным с нетерпимостью белорусских властей к любым формам проявлений протеста. По информации правозащитников, самым распространенным инструментом репрессий сегодня является уголовное преследование по диффамационным статьям: за оскорбление президента, представителей власти, судей, а также за надругательство над государственными символами (ст. 368, 369, 370, 391 УК). "Весна" рассказывает, кого и за что на этой неделе осудили в Беларуси по этим статьям Уголовного кодекса.
К "домашней химии" и "химии" приговорили ряд граждан за оскорбление президента и представителей власти
Два года "домашней химии" – за фразу "еще одна гнида Лукашизма"
6 сентября суд Барановичского района и г. Барановичи огласил приговор по уголовному делу в отношении Дмитрия Бубенчика, который обвинялся в оскорблении милиционера.
Дело рассматривала судья Ольга Романюк, сторону гособвинения поддерживал Александр Ярошевич.
Потерпевший милиционер г. Бобруйска Андрей Комар в суд не явился в связи с занятостью по службе, просил рассматривать дело в его отсутствие, а также заявил иск на компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно государственному обвинителю, 8 июля 2020 года Дмитрий Бубенчик в социальной сети “Одноклассники” оставил комментарий под публикацией Ольги Карач с оскорблением сотрудника милиции – старшего участкового инспектора Первомайского района г. Бобруйска Андрея Комара следующего содержания: “Еще одна гнида Лукашизма”. Это выражение, согласно лингвистической экспертизе, является оскорбительным, грубым, имеет негативную оценку Комара, является ненормативной формой речевого высказывания. Своими действиями Дмитрий Бубенчик совершил преступление по ст. 369 Уголовного кодекса.
Дмитрий Бубенчик вину признал целиком. Пояснил, что в тот день пришел с работы и прочитал информацию в “Одноклассниках" о том, что сотрудник милиции Комар лжесвидетельствовал в судах против людей, а их затем наказывали сутками. Поверил опубликованной информации, саму Ольгу Карач не знает, не проверял правдивость информации про милиционера, поэтому Дмитрий написал такой комментарий. В тот момент “на 50% осознавал”, что написанное может оскорбить Комара.
Обвиняемый не согласился с заявленной суммой моральной компенсации, пояснил, что не считает, что сильно обидел милиционера, к тому же у Бубенчика нет материальной возможности для выплаты в связи с кредитами и необходимостью содержать свою семью.
В прениях сторон прокурор просил суд признать Дмитрия Бубенчика виновным по ст. 369 Уголовного кодекса, так как обвиняемый осознавал, что публично оскорбляет представителя власти и хотел этого, его вина доказана признательными показаниями, письменными материалами по делу. Он потребовал назначить Дмитрию наказание в виде ограничения свободы сроком на два года без направления в исправительное учреждение открытого типа, мобильный телефон мужчины конфисковать в доход государства, а также взыскать с него компенсацию в пользу потерпевшего, исходя из принципов справедливости и соразмерности.
Обвиняемый повторил, что целиком признает вину, может выплатить 10 базовых величин компенсации.
В итоге суд постановил наказать Дмитрия Бубенчика двумя годами “домашней химии”.
Два года “домашней химии” санитарке за комментарий "Смерть" в “Одноклассниках”
Суд Первомайского района Минска 7 сентября рассмотрел уголовное дело санитарки Барановичской центральной поликлиники Алины Гапоник. Ее обвинили в том, что она оскорбила в социальных сетях представителя власти (ст. 369 Уголовного кодекса РБ).
Дело рассматривал судья Максим Трусевич.
По материалам обвинения, в период с 18 августа по 1 сентября Гапоник публично оскорбила представителя власти, прапорщика роты ОМОН Мингорисполкома Савича в связи с исполнением им служебных обязанностей, а именно – представила его в унижающем положении в “Одноклассниках” на странице Петра Зиневича, опубликовав комментарий "Смерть", который посчитали оскорбительным.
Алина Гапоник целиком признала вину, отказалась от услуг адвоката.
У нее был проведен обыск, арестовано имущество (стол, кровать, телевизор и шкаф), конфискован телефон. У Петра Зиневича изъяли ноутбук.
В суде женщина пояснила, что с Петром Зиневичем лично незнакома. Зашла на его страницу, прочитала на эмоциях другие комментарии под видео и оставила свой. Зачитали более ранние показания Гапоник: в них показано, что знакома лично с Петром Зиневичем, в “Одноклассниках” в друзьях, видит его ленту новостей. Потерпевший Савич узнал об оскорбительном комментарии от правоохранительных органов, когда его вызывали по поводу видео и комментариев. Обвиняемая принесла извинения в зале.
Потерпевший заявил, что хочет, чтобы решение и наказание было минимальным, говорил о том, что "мы занимаемся благотворительностью, хотим оставить реквизиты Республиканского центра детской онкологии, куда можно пожертвовать деньги. Ну скажем, 1 000 рублей. Я все деньги в качестве потерпевшего туда отдаю".
Иск Алина Гапоник признала целиком.
Прокурор запросил ограничение свободы на 2 года, материальный иск удовлетворить, имущество оставить под арестом, а симку вернуть обвиняемой. Потерпевший был полностью согласен, если "это самое гуманное решение".
После перерыва озвучен приговор: ограничение свободы сроком на два года без направления в учреждение открытого типа. Также удовлетворен материальный иск в размере 1 000 рублей.
Бывшего паралимпийца наказали 1,5 годами “домашней химии” за комментарий
8 сентября суд Молодечно и Молодеченского района вынес приговор медбрату Тимощене, который работает городской поликлинике и имеет инвалидность по зрению. Он выступал за паралимпийскую сборную Беларуси. Мужчина был признан виновным по ст.369 Уголовного кодекса и приговорен к 1,5 годам ограничения свободы без направления в ИУОТ – “домашней химии”, а также к уплате в пользу потерпевшего 1000 рублей.
Дело рассмотрела судья Дубовик. Сторону гособвинения поддержал прокурор Васюта.
До суда Тимощеня находился под домашним арестом.
Потерпевший – инспектор ДПС Андрей Баграенок. Под постом в соцсетях с его фотографией Тимощеня оставил комментарий с ненормативной лексикой, которую не зачитали в суде: лингвистическая экспертиза подтвердила, что это было унизительное сообщение. Баграенок попросил моральную компенсацию в три тысячи рублей, но на суд не явился в связи с занятостью на работе. Со слов обвиняемого известно, что по эпизоду с этой фотографией было уже восемь уголовных дел.
Он целиком признал вину, но не согласился с суммой компенсации: она для него неподъемная, учитывая зарплату в 700 рублей.
Сторона обвинения сочла, что вина целиком подтверждена, и попросила наказать Тимощеню 1,5 годами “домашней химии”. Защитник попросил снизить сумму моральной компенсации.
В итоге судья Дубовик вынесла именно такой приговор и обязала Тимощеню возместить моральную компенсацию в размере 1000 рублей.
После закрытого суда гомельчанина вывели из помещения через запасный выход, чтобы никто не знал про обстоятельства дела
Суд Железнодорожного района Гомеля 9 сентября рассмотрел уголовное дело Александра Потапенко. Он обвинялся в оскорблении должностного лица по статье 369 Уголовного кодекса. Дело рассматривал судья Алексей Хлыщенков.
С самого начала судебного заседания прокурор ходатайствовал, чтобы процесс сделали закрытым, чтобы не разглашать сведения, которые могут причинить вред потерпевшему сотруднику милиции, хотя потерпевший в суд так и не явился. Не явился также и свидетель.
О потерпевшем известно, что это сотрудник милиции из Бобруйска.
Выяснилось только то, что обвиняемый Потапенко в социальной сети “Одноклассники” оставил оскорбительный комментарий под фото с изображением бобруйского милиционера.
Суд постановил признать Потапенко виновным и присудил два года ограничения свободы в учреждении открытого типа – “химии”.
После приговора Александра Потапенко вывели из помещения суда через запасный выход, чтобы никто не знал об обстоятельствах дела.
Год "домашней химии" – за комментарий «ссыкун в погонах»
В суде Любаньского района 8 сентября по ст. 369 Уголовного кодекса к одному году «домашней химии» за комментарий осудили 31-летнего заводчанина Эдуарда Бороздина. Дело рассматривала судья Наталья Плешевеня, поддерживал гособвинение Лосик. Под публикацией с резонансным ганцевичским инцидентом прошлым летом в "Одноклассниках" на странице Ольги Карач житель Любани оставил комментарий в адрес сотрудника ГАИ Игоря Вольнича.
Потерпевшим па делу выступает Игорь Вольнич, но по семейным обстоятельствам и в связи с дальностью проживания он не смог явиться на суд – дело рассмотрели без его.
Согласно версии обвинения, 21 июня 2020 года в вечернее время, находясь по месту своего жительства в городе Любань, реализуя умысел на оскорбление представителя власти, инспектора ДПС ГАИ Ганцевичского РОВД Вольнича, который является представителем власти, находящимся под особой защитой государства, с целью унижения чести и достоинства, в связи с выполнением им своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, профилактике, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, руководствуясь низменными намерениями, которые выразились в желании представить потерпевшего Вольнича в унизительном положении в глазах широкой общественности, используя ноутбук, к фотоизображению инспектора ДПС Вольнича, находящегося в форменном обмундировании сотрудника органов внутренних дел, опубликованному 21.06.2020 на странице пользователя с учетной записью Ольги Карач социальной сети "Одноклассники", умышленно разместил комментарий, содержащий высказанное в неприличной форме оскорбление в адрес Вольнича, негативно оценивающее последнего и содержащее ненормативную форму речевого выражения. Содержащиеся в тексте комментарии унижают честь и достоинство потерпевшего Вольнича, наносят ему нравственные и моральные страдания, подрывают его личный авторитет и профессиональные качества, а также авторитет органов внутренних дел в целом.
Как выяснилась на процессе, обвиняемый оставил комментарий в "Одноклассниках" под изображением на странице Ольги Карач. Рисунок, помимо фото Вольнича, содержал текст: "Этот я ловко придавил к тротуару голову мирного демонстранта во время задержания. Игорь Вольнич. Инспектор ДПС ОГАИ РУВД г. Ганцевичи". Под оскорблением была надпись: "Давайте поможем ему стать знаменитым на всю страну". Под публикацией было 1788 комментариев.
Бороздин написал комментарий: "Ссыкун в погонах". На суде он вину признал.
На процессе обвиняемый ответил, что это вышло неожиданно: "Сам от себя в шоке". Бороздин попросил прощения у потерпевшего, хотя тот не явился на суд. Он рассказал, что 21 июня прошлого года он находился на сайте "Одноклассники". Когда листал ленту, промелькнуло фото Вольнича в форме инспектора ГАИ, на котором он ногой стал на голову другого человека.
"Открыл комментарии, зашел, и так получилось, что прокомментировал", – сказал Бороздин.
На суде зачитали протокол предварительного следствия по части противоречий. По протоколу 16 августа 2021 года обвиняемый говорил:
"В этот период в Беларуси проводилась предвыборная кампания по выборам президента республики. Я в числе прочего перечитывал и ролики, связанные с этой тематикой. Тогда же в ленте новостей я увидел фотоизображение, на котором был запечатлен сотрудник милиции".
Вольнич хоть и не явился на суд, но заявил иск о моральной компенсации на сумму 1500 рублей. Обвиняемый признал иск.
Гособвинитель попросил суд наказать Бороздина "домашней химией" сроком на один год. Именно такое наказание и назначил суд. Также суд постановил взыскать в пользу Вольнича денежную компенсацию морального ущерба в размере 1500 рублей. У Бороздина конфисковали ноутбук как средство совершения преступления.
В Петрикове мужчине присудили два года "домашней химии" за то, что крикнул неприличное слово на мвдэшников, когда они его избивали
Инцидент, за который осудили петриковца, предпринимателя Дмитрия Левковича, произошел в ноябре прошлого года, сообщает "Полесская Весна".
Тогда к его брату пришли с обыском несколько сотрудников милиции. Они искали какие-то бензопилы.
Брат позвонил Дмитрию Левковичу и сообщил, что в его дворе происходит обыск. Дмитрий приехал и начал снимать то, что происходило в частной собственности брата, на видеокамеру.
Неизвестно, что такого, за что было бы стыдно потом милиционерам, они собирались делать во дворе Левковича-старшего, но они совсем не хотели, чтобы брат обыскиваемого снимал их действия на видео. В итоге произошла потасовка, во время которой двое сотрудников повалили Дмитрия на землю, закрутили ему руки, и один из них начал с особой жестокостью бить его ногой по голове, которую тот пытался поднять с холодной земли. Также милиционеры применили к человеку, который осуществлял свое право на сбор и распространение информации, перцовый газ, а тот, что избивал его, еще и достал пистолет и начал угрожать другим родственникам. Это все попало все-таки на видео, которое впоследствии было размещено на YouTube-канале Левковича.
После такого жестокого задержания Дмитрия Левковича доставили в больницу с сотрясением мозга и множеством гематом. После того как он пришел в себя, власти посадили его на 15 суток за неподчинение милиционерам. Весь срок заключения он отбыл.
В августе этого года начался суд по статье 369 Уголовного кодекса. Избившие Дмитрия милиционеры почувствовали себя оскорбленными тем, что во время избиения он крикнул "Отпустите, п***ры!". Потерпевшими оказались двое сотрудников милиции Оскерко и Серапин. Они обратились в суд с заявлением об оскорблении и потребовали компенсацию морального ущерба по 500 рублей каждому. Прокурорка Фицнер потребовала для Левковича наказание в виде 1,5 лет ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Но в итоге судья Федорович присудил два года ограничения свободы без направления в ИУОТ.
Два года "домашней химии" за комментарий
9 сентября Фрунзенский суд города Минска признал 24-летнего А. Крылова виновным согласно ст. 369 Уголовного кодекса. Ему присудили два года ограничения свободы без направления в ИУОТ – "домашней химии".
Дело рассмотрел судья Андрей Млечко.
Согласно обвинению, мужчина имел умысел на публичное оскорбление представителя власти, в связи с выполнением им служебных обязанностей. В одном из Telegram-каналов, признанных экстремистским, он разместил комментарий в адрес милиционера отдела внутренних дел Березовского райисполкома. Комментарий имел оскорбительный характер и содержал ненормативную форму речевого высказывания.
Мобильный телефон конфискован в доход государства.
Также известно, что Заводской суд города Минска присудил Григоренко три года ограничения свободы без направления в ИУОТ – “домашнюю химию” – согласно ст. 369 УК.