Как беларусы умирают из-за политического преследования Дапоўнена
"Вясна" вспоминает жертв политических репрессий, которые умерли за решеткой или из-за последствий давления и условий содержания в изоляторах, а также из-за превышения полномочий и давления со стороны силовиков. К сожалению, этот материал постоянно обновляется. Семеро белорусов умерли в заключении, известно минимум про один случай, когда политзаключённый покончил жизнь самоубийством. Известно минимум о трёх смертях людей на свободе из-за давления или последствий нечеловеческих условий в изоляторах. Кроме этого, в результате использования властями силы в ответ на мирные собрания в период после президентских выборов 2020 года погибли как минимум три человека.
Первого ноября 2024 года стало известно, что в могилевской колонии № 15 скончался гражданин Российской Федерации Дмитрий Шлетгауэр. По предварительной информации, это случилось 11 октября 2024 года. Он пробыл в колонии меньше месяца. Точная причина смерти неизвестна. Летом его приговорили к 12 годам колонии в условиях усиленного режима за "шпионаж" (ст. 358 Уголовного кодекса) и "содействие экстремистской деятельности" (ч. 1 ст. 361-4 Уголовного кодекса). Это стало седьмой смертью политзаключенного за решеткой.
9 апреля 2024 года в брестском СИЗО умер Александр Кулинич. Его обвинили по ст. 368 (оскорбление Лукашенко) Уголовного кодекса. Мужчину задержали 29 февраля в Бресте, с тех пор он находился в неволе. Суд над ним должен был состояться 16 апреля. В заключении о смерти указано, что Александр Кулинич умер из-за ишемической болезни сердца. В СИЗО № 7 Бреста журналистам сказали, что заключенный с таким именем у них находился, но факт смерти подтверждать отказались. Обстоятельства задержания Александра Кулинича неизвестны. Это стало шестой смертью политзаключенного за решеткой.
В Брестском СИЗО умер Александр Кулинич, которого обвиняли в оскорблении Лукашенко
На 64-м году жизни в конце февраля 2024 года умер политзаключенный общественный активист Игорь Ледник. Он был приговорен к трем годам заключения за "клевету на Лукашенко" за публикацию в партийном журнале БСДП "Позиция". Политзаключенный имел инвалидность второй группы из-за проблем с сердцем, но ему все равно назначили лишение свободы. В заключении состояние здоровья Игоря Ледника существенно ухудшилось, ему была сделана операция на желудочно-кишечном тракте. Причиной смерти политзаключенного стала остановка сердца. Медики пытались его реанимировать, однако безуспешно. Игорь Ледник умер в тюремной больнице в Колядичах, куда был планово доставлен из бобруйской колонии № 2, где постоянно находился в медчасти. Это стало пятой смертью политзаключенного за решеткой.
Умер политзаключенный Игорь Ледник
В ночь 9 января 2024 года в витебской колонии № 3 от пневмонии умер 50-летний политзаключенный Вадим Храсько. В августе 2023 года Мингорсуд назначил ему три года заключения за несколько донатов, несмотря на то, что мужчина имел серьезное заболевание. По информации правозащитников "Вясны", Вадим болел в заключении. В больницу мужчину доставили, когда его уже нельзя было спасти.
В колонии от пневмонии умер политзаключенный, осужденный за донаты
Ночью 11 июля в реанимации умер 57-лений политзаключённый Алесь Пушкин. Издание MOST со ссылкой на свои источники рассказало, что у Алеся была прободная язва, ему своевременно не оказали помощь в тюрьме. Художника уже в бессознательном состоянии привезли в больницу 11 июля, на операционном столе у него остановилось сердце.
Умер политзаключённый художник Алесь Пушкин
В мае 2023 года в витебской колонии № 3 умер 61-летний политзаключённый блогер и общественный активист из Пинска Николай Климович. Его осудили на год колонии за реакцию в "Одноклассниках" на карикатуру на Лукашенко. Николай Климович имел инвалидность II группы по причине заболевания сердечной системы, перенёс инсульт и сложную операцию на сердце. Несмотря на это, пинский суд назначил ему заключение. Перед приговором блогер высказался, что может умереть за решёткой, так как ему необходимо принимать большое количество сильных лекарств. В заключении мужчины выдержал немногим более двух месяцев.
В колонии умер политзаключенный Николай Климович
Его приговорили к заключению, несмотря на заболевание сердца.
Первый известный случай смерти политзаключённого за решёткой — смерть активиста из Берёзовки Витольда Ашурка. 21 мая 2021 года сердце заключённого активиста остановилось в шкловской колонии № 17. Официальная причина — остановка сердца, хотя, по словам родственников, до заключения на здоровье мужчина не жаловался. На видео из колонии мужчина выглядел обессиленным и еле держался на ногах. Когда родным показали тело политзаключённого, то голова была практически полностью забинтована. Следственный комитет заявил, что смерть политзаключённого не имела уголовный характер, и до этого времени не завёл уголовное дело. Витольду Ашурку было 50 лет.
"Морят голодом и холодом"
Новые свидетельства про пытки и обстоятельства смерти Витольда Ашурка в ИК-17.
"Довести до конца дело Витольда важно для всего общества", — Андрей Ашурок
Кроме этого, известно минимум про один случай, когда политзаключённый покончил жизнь самоубийством. 5 января 2022 года 43-летний Дмитрий Дудойть прыгнул с моста и разбился, когда возвращался из поликлиники без сопровождения. Напомним, мужчина был осуждён на два года "химии" за комментарий про начальника Ганцевичского РОВД Виталия Кулешова. С 29 декабря 2021 года Дмитрий отбывал срок в ИУОТ № 43 в Могилёве. Он провёл на "химии" одну неделю.
Известно минимум о трёх смертях людей на свободе из-за давления или последствий нечеловеческих условий в изоляторах.
В 2021 году стало известно про две жертвы COVID-19, заболевшие в беларусских изоляторах, отбывая "сутки" по политическим мотивам КоАП. Из-за нечеловеческих условий в изоляторах и несвоевременно оказанную помощь от последствий коронавирусной инфекции умерли 53-летнее минчанка Елена Амелина (заболела в ЦИП на Окрестина) и 57-летний житель Осиповичей Сергей Щетинко (заболел в Осиповичском ИВС). Болеть они начали ещё в изоляторах, а после сразу попали в больницы. Но выздороветь так и не смогли.
"Елене за один день стало очень плохо, она практически трупом лежала под нарами, мы заставляли её хоть что-то съесть. Лечилось это всё парацетамолом и, если совсем плохо, антибиотиками. Из ЦИП Елена отправилась на ИВЛ, и так и не выкарабкалась", — вспоминали про Амелину.
За несколько месяцев до этого в Минске 17-летний подросток покончил жизнь самоубийством из-за преследования за массовые беспорядки. Вечером 25 мая 2021 года 17-летний Дмитрий Стаховский, фигурант уголовного дела за участие в "массовых беспорядках" 9–11 августа 2020 года, покончил жизнь самоубийством, прыгнув с 16-этажного здания. Парень перед этим оставил предсмертный пост во "ВКонтакте", в котором объясняет свой поступок уголовным преследованием из-за участия в митингах: "Виной этому стал следственный комитет".
"Если бы на меня не продолжали морально давить, думаю, я бы не решился на такой ужасный поступок как суицид. Но мои силы были на исходе".
Кроме этого, в результате использования властями силы в ответ на мирные собрания в период после президентских выборов 2020 года погибли как минимум три человека.
В Гомеле 12 августа умер 25-летний Александр Вихор, которого омоновцы задержали 9 августа. В свидетельстве о смерти, полученном родными, написано, что причина смерти выясняется. 25-летний гомельчанин Александр Вихор умер в больнице, куда его доставили из автозака в воскресенье. У парня были проблемы с сердцем. После долгого нахождения в душной машине он пожаловался на плохое самочувствие, но омоновцы не обратили на это внимания.
"Сломаны ребра, грудина, но причина смерти — проблемы с сердцем"
От огнестрельного ранения, полученного во время акции, умер минчанин Александр Тарайковский, через несколько дней при подобных обстоятельствах погиб брестчанин Геннадий Шутов.
Ещё один погибший — Роман Бондаренко. Житель "Площади Перемен", 11 ноября 2020 года увидевший в чате, что какие-то люди срывают бело-красно-белые ленты около его дома, вышел поговорить с ними. Неизвестные в гражданском и масках избили парня, после чего Роман в тяжёлом состоянии попал в больницу. Операция длилась несколько часов, однако состояние парня ухудшалось: вечером 12 ноября он умер.
Алесь Беляцкий тогда сказал:
"Очевидно, что ответственность за смерть Романа Бондаренко лежит на Министерстве внутренних дел и тех, кто отдавал милиции приказ “закрутить гайки”. Власти провоцируют еще большую напряженность между ними и народом.
Я понимаю, что Следственный комитет готов закрывать глаза на любой беспредел и насилие, совершенное силовиками. Но я верю, что ни одно преступление, совершенное против людей, не будет прощено. Я призываю людей не впадать в отчаяние и дальше отстаивать свои права человека. Ведь мы — не быдло!"
28 сентября 2021 года в Минске произошла перестрелка между сотрудниками КГБ и программистом Андреем Зельцером, в квартиру которого с использованием спецсредств ломились силовики. В результате Зельцер и один из кгбшников погибли.