Оскорбления милиционеров, помощницы прокурора Таратынко, Лукашенко: за что судили на этой неделе по диффамационным статьям
Правозащитный центр "Весна" продолжает мониторить судебные заседания по уголовным делам, связанным с нетерпимостью белорусских властей к любым формам проявлений протеста. По информации правозащитников, самыми распространенным инструментам репрессий сегодня является уголовное преследование по диффамационным статьям: за оскорбление президента, представителей власти, судей, а также за надругательство над государственными символами (ст. 368, 369, 370, 391 УК). "Весна" рассказывает, кого и за что на этой неделе осудили в Беларуси по этим статьям Уголовного кодекса.
Два года "домашней химии" за комментарий об ивацевичском милиционере
В суде Первомайского района Минска 1 октября вынесли приговор Дмитрию Сманцеру, которого обвиняли в публичном оскорблении представителя власти по ст. 369 Уголовного кодекса.
Дело рассматривал судья Максим Трусевич, сторону государственного обвинения представлял Матвей Худоешко.
Потерпевший в суд не явился из-за самоизоляции в связи с заболеванием COVID-19, просил рассматривать уголовное дело без его участия, а также приобщить гражданский иск о возмещении ему морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно обвинению, 30 апреля 2021 года Дмитрий Сманцер, имее намерения на публичное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме оскорбление представителя власти - оперуполномоченного группы по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции ОВД Ивацевичского райисполкома Руслана Куцко в связи с исполнением им служебных обязанностей, а также с целью причинения вреда авторитету государственной власти, оставил комментарий в телеграм-канале "Лухта" под публикацией о деанонимизации Куцко следующего содержания: "Куцко — <нецензурное слово>".
Напомним, Руслан Куцко был признан потерпевшим по уголовному делу в отношении Ольги Кронда, которая оставила под фотографией милиционера эмодзи в виде “какашки”. В публикации, которую прокомментировал обвиняемый, размещался фотоснимком Куцко и ссылка на историю Ольги. Под постом было размещено более 400 комментариев.
Дмитрий Сманцер признал вину полностью и отказался от дачи показаний. В суде озвучили те показания, которые он давал в ходе следствия в качестве подозреваемого:
“В связи с политическими событиями, которые происходили в Беларуси с момента выборов в 2020 году, я состою в ряде телеграм-каналов против действующей политической власти, государственных органов и их представителей, где периодически высказываю свои мысли и мнение. В данный момент такой деятельностью практически не занимаюсь. 30 апреля в телеграм-канале “Лухта” была размещена публикация, где говорилось, что на мать-одиночку завели уголовное дело за комментарий в виде эмодзи под фото, которая в последующем была дополнена: "А вот и потерпевший, который обиделся, что жена у него не очень - Руслан Куцко". В ответ на эту публикацию оставил комментарий: ”Куцко <нецензурное слово>", чем допустил оскорбление должностного лица. В настоящий момент я понимаю, что совершил противоправное деяние и полностью признаю свою вину, обязуюсь возместить причиненный ущерб потерпевшему”.
Обвиняемый объяснял следователю, что оставил комментарий спонтанно, на эмоциях, после того, как узнал о задержании какой-то женщины.
В письменных показаниях потерпевшего Куцко было отмечено, что ему стало известно от УСБ о публикации в телеграм-канале, под которой было много оскорбительных комментариев в его адрес. Среди прочих оскорбил Руслана Куцко комментарий пользователя с никнеймом ”Дмитрий", который унизил его авторитет, честь и достоинство как сотрудником милиции и представителя власти. После этого у пострадавшего возникли сильные переживания, чувствовал себя оскорбленным.
В ходе прений сторон прокурор Матвей Худоешко просил суд признать Дмитрия Сманцера виновным по статье 369 Уголовному кодексу и назначить ему наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение сроком на два года. Заявленный потерпевшим иск удовлетворит, исходя из принципов разумности и справедливости.
Именно такой приговор и вынес судья Максим Трусевич - два года "домашней химии". Также он постановил удовлетворить гражданский иск Куцко в полном объеме – 1000 рублей, а мобильный телефон Сманцера конфисковать в доход государства как средство совершения преступления.
Два приговора за оскорбления были вынесены во Фрунзенском суде Минска
Суд Фрунзенского района Минска вынес 27 сентября приговор молодой матери Надежде Кузнецовой.
Ее обвинили в оскорблении в социальных сетях должностного лица — сотрудника милиции, который на заседание не явился. Дело рассматривала судья Наталья Бугук.
Надежда Кузнецова имеет высшее образование, воспитывает двоих несовершеннолетних детей.
В итоге ее признали виновной в совершении преступления по статье 369 Уголовного кодекса и наказали ограничением свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на два года. Также суд признал материальный иск потерпевшего и постановил выплатить ему 2 000 рублей морального вреда.
В тот же день во Фрунзенском суде было назначено наказание В. Судник. Женщину признали виновной по ст. 368 УК и приговорили к двум годам ограничения свободы без направления в ИУОТ - ”домашней химии". Также ее обязали к принудительному амбулаторному лечению от алкоголизма.
В доход государства изъят мобильный телефон как средство совершения преступления, арест снят со счетов и холодильника. Приговор вынес судья Млечко.
Изначально Судник предъявили обвинение еще по ст. 369 УК за оскорбление Олега Гайдукевича, однако из-за того, что "преступление" было совершено по звонку в 102, его признали непубличным и сняли обвинения.
Такие условия ”непубличности" не касаются ст. 368 УК: в суде посчитали, что милиционер услышал оскорбление и передал его дальше, что сделало его публичным. Поэтому Судник признали виновной в том, что 6 января 2021 года она дважды позвонила в милицию и оскорбила Лукашенко. По словам самой женщины, до этого она употребила 250 грамм водки. Судник признала вину и раскаялась.
В Пинске на этой неделе рассматривались два дела за оскорбления представителей власти
Дело санитарки онкодиспансера Анны Богачевой рассматривала судья Мельник, сторону гособвинения представлял прокурор Марчик.
Богачеву обвинили в том, что 15 января в телеграм-канале "Каратели Беларуси" прокомментировала публикацию о старшем помощнике прокурора Валерии Таратынко, которая поддерживала обвинение во многих политически мотивированных делах. Анна Богачева написала: "Ну ничего, потом в эскорте будет работать, шк**а!". На суде обвиняемая вину признала, при этом пояснила, что нельзя строить карьеру на политически мотивированных делах. Таратынко запросила возмещение морального вреда в размере 1500 рублей. Вред выразился в чувстве тревоги, обиды и унижения. Прокурор запросил полтора года ограничения свободы без направления в учреждение отркытого типа ("домашняя химия"). И именно такое решение вынес суд. Также она должна выплатить 1000 рублей компенсации потерпевшей Таратынко.
Александра Михайлюка судили за то, что 21 июня написал оскорбительный комментарий в "Одноклассниках" под постом о сотруднике УВД Игоре Вольниче. Обвиняемый признал вину полностью и в добровольном порядке возместил моральный ущерб в размере 1500 рублей. Прокурор Марчик по этому делу также запросил полтора года "домашней химии", а судья Лубник вынесла именно такое решение.
Два месяца ареста назначили жителю Барановичей за комментарий под постом про военнослужащего