За угрозу насилием сотруднику ГУБОПиКа и оскорбление судьи мозырянина приговорили к трем годам "химии"
Суд Центрального района Минска 4 августа осудил к трем годам «химии» 38-летнего индивидуального предпринимателя из Мозыря Сергея Коршака за комментарии в телеграм-канале «Каратели Беларуси» про сотрудника ГУБОПиКа Александра Алёксу и судью Ленинского района Марину Климчук. Его действия квалифицировали как угрозу применения насилия сотруднику ГУБОПиКА по ст. 364 УК и как оскорбление судьи по ст. 391 УК. На суде обвиняемый признал вину и пояснил, что его задела информация, что Алёкса причинил вред другому человеку, поэтому оставил комментарий: «Нужно ему морду расквасить». Комментарий в ненормативной лексике (на суде он не был озвучен) разместил под информацией о судье Климчук, сколько и кому она штрафов присудила. На суд потерпевшие не явились, но попросили взыскать с обвиняемого пять и две тысячи рублей морального вреда. Во время следствия судья и сотрудник ГУБОПиКа заявили, что «работают в соответствии с законодательством Республики Беларусь и никогда не совершали порочащих поступков». Приговор мозырянину вынес Дмитрий Карсюк, гособвинение поддерживал Артем Цветков. «Весна» рассказывает обстоятельства дела.
Кто такие Александр Алёкса и Марина Климчук?
Полковник милиции Александр Алёкса является заместителем начальника третьего управления и начальником первого отдела ГУБОПиКа. Как он рассказал во время следствия этого уголовного дела, на данный момент в его должностные обязанности входит "противодействие лицам и выявление лиц причастных к экстремистской деятельности". Политзаключенный блогер и активист анархического движения Николай Дедок назвал именно Алёксу причастным к пыткам и избиениям в отношении него.
Душили подушкой, засовывали бутылку в рот. На суде политзаключенный Дедок рассказал о пытках и избиениях
7 июля в суде Советского района Минска за оскорбление (статья 369 УК) и угрозу применения насилия (статья 364 УК) в отношении сотрудников ГУБОПиКа Ивана Тарасика и Александра Алёксы осудили 35-летнего минчанина Евгения Семенова. Мужчину судили за два комментария в телеграм-чате. Информацию о них он взял в телеграм-канале BYPOL под публикацией о причастности их к пыткам Николая Дедка, и расшарил ее в другой телеграм-чат со своими комментариями.
Судья Ленинского района Минска Марина Климчук известна как судья по "политическим" административным, которая осудила на "сутки" и штрафы около сотни белорусов по делам, связанных с протестами. Недавно на 15 суток ареста на "Окрестина" она отправила студентку юрфака БГУ Екатерину Винникову, которая выступила с сильной речью на церемонии вручения дипломов.
В чем обвинили мозырянина?
Согласно версии обвинения, Сергей Коршак, «имея умысел оскорбления судьи суда Ленинского района города Минска Климчук с целью унижения ее чести и достоинства в связи с осуществлением ею правосудия относительно необоснованные, по его мнению, факты фальсификации дел в суде и незаконного привлечения граждан к уголовной и административной ответственности, по мотивам политической и идеологической вражды, связанной с разными политическими взглядами, из чувства неприязни к представителям судебной власти, руководствуясь неизменными побуждениями выраженным в желании представить Климчук в унизительном положении для широкой общественности 22.12.2020 с помощью мобильного телефона в телеграм-канале «Каратели Беларуси» отправил текст с комментарием, противоречащим установленным правилам общения между людьми, требованиям общей человеческой морали, в котором содержится в выраженной неприличной грубой форме оскорбление в адрес Климчук, содержащие ненормативною форму речевых средств, выражение негативной оценки судьи, чем он оскорбил Климчук, в том числе как судью, причинив ей моральные и нравственные страдания, а также подорвал авторитет судебной власти». Тем самым, Коршак совершил преступление, предусмотренное статьей 391 Уголовного кодекса (оскорбление судьи или народного заседателя в связи с осуществлением ими правосудия).
Кроме этого, мозырянина обвинили по статье 364 Уголовного кодекса (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел). Согласно версии обвинения, «имея умысел на применение насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел заместителя начальника 3 управления ГУБОПиК, начальника 1 отдела полковника милиции Алёкса, из мести по мотивам идеологической и политической вражды, связанной с разными политическими взглядами, угрожал применением насилия, а именно 23.12.2020 в чате группы «Каратели Беларуси» опубликовал текст комментария с содержанием: «Нужно ему морду расквасить», которое вызвало опасение за свою жизнь и здоровье потерпевшего. Что было воспринято Алёкса как реальная угроза для жизни».
Обвиняемый вину признал полностью.
«Пребывал в состоянии боязни». Как объяснили свои моральные страдания судья и сотрудник ГУБОПиКа?
Потерпевшими по делу выступали заместитель начальника третьего управления ГУБОПиК, начальник 1 отдела полковник милиции Александр Алёкса и судья Ленинского района города Минска Марина Климчук. Но на суд они лично не явились. Оба подали заявление о рассмотрении судебного заседания в их отсутствии.
Потерпевший Алёкса подал заявление в суд с просьбой рассмотреть дело без его участия в связи с невозможностью его явки в судебное заседание «в виду длительности и непрерывности проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями». Он попросил взыскать с обвиняемого моральный ущерб в размере 5000 рублей, которые необходимо перечислить на расчетный счет детского дома № 3 города Минска. Как указал Алёкса, моральный ущерб заключается в том, что он «пребывал в состоянии боязни за своих близких, так как помимо угроз в публикации, содержался адрес, где он раньше проживал».
Судья Климчук также подала заявление в суд, что в связи с «занятостью на работе не имеет возможности явиться на судебное заседание». В заявлении также указала, что действиями обвиняемого ей был нанесен моральный вред, выраженный в стрессе, нравственных переживаниях, связанных с оскорблениями в ее адрес в сети интернет, унижение её как личности, так и должностного лица. Она попросила компенсировать ей моральный вред на сумму 2000 рублей.
«Я работаю в соответствии с законодательством Республики Беларусь»
На суде огласили показания потерпевших сотрудника ГУБОПиКа и судьи на предварительном следствии.
Во время допроса Алёксы, он рассказал следователю, что работает в органах с 1995 года, в целом, ни с кем по работе конфликтов не возникало. В данный момент входит в должностные обязанности противодействие лицам и выявление лиц причастных к экстремистской деятельности и направленности в социальных сетях.
Личные данные, размещенные в «Карателях Беларуси» 23.12.2020 соответствовали действительности. О размещенной информации узнал в отделении. Прочитал информацию и часть комментариев. Самыми вызывающими были, в том числе, комментарии, оставленные пользователем ОА. Данный комментарий воспринял как угрозу своей жизни и здоровья.
«Данные комментарии были оскорбительные для меня как для сотрудника внутренних дел. Я реально воспринял угрозу моей жизни и здоровья, а также моей семье. Я нес службу в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, и никогда не совершал поступков порочащих честь и достоинство сотрудников милиции».
Следователям судья Климчук рассказала:
«22 декабря находилась на рабочем месте. В связи со служебной деятельностью рассматриваю административные и уголовные дела. В течение дня я узнала, что в телеграм-канале «Каратели Беларуси» была размещена информация с моими данными. Также я зашла со своего телефона в указанный чат и увидела комментарий пользователя ОА [телеграм-ник Сергея Коршака]. Он является оскорбительным для меня. Хочу пояснить, что я работаю в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и никогда не совершала поступков, порочащих честь и достоинство судьи».
«Задела информация, что Алёкса причинил вред другому человеку». А что говорил обвиняемый?
Сергей Коршак на суде пояснил, что он оставлял комментарии в адрес Климчук и Алёкса в конце 2020 года. Пояснил, что случайным образом обнаружил в чате «Каратели Беларуси» негативную информацию. На суде мужчина сказал, что «осознает, что это был плохой чат и непонятно, правдивая ли там информация». Пояснил, что его задела информация, что Алёкса причинил вред другому человеку, поэтому написал комментарий. Была размещена информация о судье Климчук, сколько и кому она штрафов присудила, находясь на эмоциях от прочитанного разместил свой комментарий. Под данной фразой имел ввиду, что Климчук является человеком, который плохо выполняет свои обязанности.
В ходе допроса мозырянин сказал, что понимает, что такие сообщения недопустимы. Не хотел оскорблять Климчук, но «поддался влиянию этой негативной информации». Мозырянин отметил, что считает, что высказанная фраза Алёксе, угрозой не является.
Коршак попросил прощения у потерпевших, несмотря на их отсутствие. Обвиняемый добавил, что он добропорядочный гражданин старается делать добрые дела и никогда никому ничего плохого не делал. Сделал много полезных дел, в том числе в этом году для школы, где учатся его дети. Ещё раз просил прощения за ту боль и переживания, которые причинил потерпевшим. Не преследовал какую-то угрозу, не было мысли такой. Не думал, что это будет расценена как угроза.
Попросил суд учесть смягчающие обстоятельства: наличие двоих несовершеннолетних детей, что никогда не привлекался, никому ничего плохого не делал, сотрудничал со следствием с самого начала.
«Я не плохой человек, никому плохого ничего не желал. Просто в письменной форме выругался. И очень сильно раскаиваюсь в том, что сделал. Обещаю не нарушать больше закон».
«Я считаю, я приношу пользу государству, в котором я живу». Чем все закончилось?
Прокурор Артем Цветков просил суд признать Коршака виновным и назначить ему наказание: по статье 391 УК — 1 год «химии», по статье 364 УК — 3 года «химии». В итоге, назначить ему наказание в виде трех лет ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Также просил конфисковать телефон мозырянина как средство совершения преступления.
«Я прошу одну вещь. Хочу принести искренние раскаяния потерпевшим. Не думал, что мои фразы принесут им такую боль.
Я как индивидуальный предприниматель исправно плачу налоги. Я считаю, я приношу пользу государству, в котором я живу. Прошу учесть смягчающие обстоятельства.
Прошу не отправляйте в исправительное учреждение открытого типа. Не представляю, что будет с моей семьей. Если отца не будет рядом, кто будет смотреть моих детей. Я не пытаюсь прикрыть детьми, это на самом деле так. Являюсь очень хорошим отцом. Это не только мои слова. Об этом скажут и соседи. Очень переживаю за детей и хочу, чтобы они выросли достойными гражданами своей страны», — сказал в последнем слове Сергей Коршак.
В итоге, судья Дмитрий Карсюк назначил именно такое наказание, о котором просил прокурор – три года «химии». Кроме этого, суд постановил взыскать в пользу Алёксы 2500 рублей и перечислить их на расчетный счет детского дома № 3 города Минска, а в пользу Климчук взыскать 2000 рублей.
Минчанина осудили за оскорбление и угрозу насилием к сотрудникам ГУБОПиКа, которых политзаключенный Дедок назвал причастными к его пыткам