Три года "химии" — за сообщения в чатах Telegram
24 июня в суде Центрального района г. Минска вынесли приговор Алексею Спиридонову. Его признали виновным по ст. 342 Уголовного кодекса и приговорили к трем годам ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Его освободили из-под стражи в зале суда: он находился в СИЗО с 16 апреля 2021 года.
Дело рассмотрел судья Дмитрий Карсюк. Обвиняемого защищала адвокатка Татьяна Шимуль. Ведь обвинения поддерживала прокурорка Матюшко.
В чем признали виновным?
Алексея Спиридонова признали виновным в том, что с 22 июля по 24 сентября 2020 года он писал в телеграм-чатах сообщения, которые были направлены на действия, нарушающие общественный порядок. Эти действия повлекли за собой нарушение работы транспорта. Там же он разместил и сохранил текст и фото с высказываниями политического характера.
Какие доказательства в деле?
Доказательством в деле является телефон, изучение материалов дела — фото, аудио, видео, статей, показаний — проходило в закрытом режиме из-за наличия материалов из источников, которые признаны экстремистскими.
Что говорил обвиняемый?
Алексей Спиридонов полностью признал вину. Он рассказал, что вступил в чаты с середины июля, чтобы читать и писать сообщения: не оспаривает озвученные из них на суде. Мужчина писал их по настроению, чтобы показать, что в чате "кипит жизнь". Цели подтолкнуть кого-то к каким-то действиям у него не было, сам он тоже не участвовал в никаких мероприятиях.
Алексей рассказал, что в чате находились люди, объединенные оппозиционными отношениями к политике. Он дублировал сообщения об акциях, не обращал внимания на имена пользователей, которые писали сообщения. От себя он также писал аналитические сообщения общественно-политического характера.
Мужчина допустил, что его сообщения могли восприниматься отдельными пользователями как руководство к действиям. Например, допускает, что из-за его сообщений люди могли перекрыть дороги в августе, но не в сентябре: в то время не писал сообщения.
Сегодня он раскаивается в совершенном. Считает, что в чате не было той аудитории, которая была готова действовать: в те времена не было интернета, поэтому те, кто реально участвовал, скорее всего, самоорганизовывались офлайн.
Что говорили в прениях?
Прокурорка Матюшко была уверена, что действия квалифицированы по ст. 342 правильно, доказательства совпадают с допросом. Она попросила признать Алексея Спиридонова виновным и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком на три года с направлением в исправительное учреждение открытого типа — "химии".
Адвокатка Татьяна Шимуль подчеркнула, что действия квалифицированы без ссылки на ст.13 УК. В материалах не было выявлено доказательств, которые указывали бы на планирование и организацию Спиридоновым хотя бы одной акции. Также нет причинно-следственной связи между произошедшими сообщениями и акциями. Более того — нет ни одного приговора в отношении других участников чата, чтобы можно было предположить, что действовала группа лиц — на этом настаивает сторона обвинения. С самого начала допросов обвиняемый не отрицал своих сообщений, давал пароли от соцсетей — шел навстречу следственным действиям.
В последнем слове Алексей Спиридонов отметил, что согласен с защитником, в его действиях не было умысла. Также сказал, что не стоило ему участвовать в чате, а свое наказание за поступок уже понес за эти два месяца в тюрьме.