viasna on patreon

«Сцепка была символическая». Двух политзаключенных братьев осудили к «химии» за августовские протесты

2021 2021-11-30T11:27:51+0300 2023-05-29T18:21:39+0300 ru https://spring96.org/files/images/sources/protest_90.jpeg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

В суде Московского района Минска к трем и двум с половиной годам «химии» за участие в августовских протестах осудили двух политзаключенных братьев 42-летнего Алексея и 40-летнего Александра Русецких. Их обвинили по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса (активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Алексея идентифицировали по фото, где он стоит в сцепке в ночь с 9 на 10 августа прошлого года. Его брата Александра вызвали в ГУБОПиК, где его и задержали. Они признали вину полностью и рассказали, что вместе участвовали в акции протеста. С начала сентября братьев удерживали под стражей в СИЗО-1 – на суде их допрашивали в наручниках и в клетке. Сегодня после вынесения приговора их освободили в зале суда. Дело рассматривала судья Екатерина Мурашко, гособвинение поддерживал прокурор Физюк. 

Алексей Русецкий в ночь с 9 на 10 августа
Алексей Русецкий в ночь с 9 на 10 августа

В чем обвинили политзаключенных?

Согласно версии обвинения, Алексей Русецкий с 22 часов 9 августа 2020 года до 1:16 10 августа с Александром Русецким участвовал массовом мероприятии на проспекте Машерова без получения разрешения Мингорисполкома. Публично выражал свои политические взгляды, принял участие в противоправных действиях  грубо нарушающих общественный порядок, отказывался выполнять требования сотрудников внутренних дел, препятствовал движению общественного транспорта. Действуя с группой лиц участвовал  в групповых действиях, публично выкрикивал лозунги, блокировал движение, стоял в сцепке на проезжей части. 10 августа прошлого года с 22 часов, находясь на проезжей части на пересечении улиц Сурганова и Куйбышева, препятствовал движению транспортных средств, принял активное участие в групповых действиях грубо нарушающих общественный порядок. Отказался выполнить требования сотрудников органов внутренних дел, находящихся в форменном обмундировании. Публично выкрикивал лозунги, перекрыл проезжую часть, что препятствовало движению общественного  транспорта.

Алексей вину признал полностью.

Согласно версии обвинения, Александр Русецкий с 22 часов 9 августа 2030 по 1:15 10 августа 2020, действуя с группой лиц на дороге на проспекте Машерова участвовал в массовых мероприятиях не согласованных с Мингорисполкомом. Высказывал свои политические взгляды незаконным способами, принял участие в групповых действий, хлопки руками, выкрикивал лозунги, отказался выполнять требования сотрудников органов внутренних дел. Совместно с группой лиц нарушал общественный порядок, выкрикивал лозунги, блокировал движение транспортных средств, на проезжей части стоял в сцепке.

Александр тоже признал вину полностью.

Что говорили братья на суде?

Политзаключенный Алексей Русецкий на суде рассказал, что на ютубе узнал, что 9 августа будут «выходить» люди. Цель выхода ему была неизвестна. О том, что мероприятие было не разрешено, он не знал.

rusecki_90.png
Алексей Русецкий

По словам Алексея, возле Стелы он находился в сцепке около двух минут. С братом Александром случайно встретились в одной остановке от Стелы. Когда встретились с братом, то предложил двигаться вместе. Изначально двигались по тротуару. Наблюдал на месте большое количество людей, несколько тысяч. Большинство людей просто стояло или перемещалось. Небольшая группа людей призвала встать в сцепку, символики у этих людей не было.

«Я слышал лозунги «Жыве Беларусь». Хлопков не помню, толпа шум не создавала. Люди были и на проезжей части. Транспорт не перемещался после того, как дорогу перекрыли сотрудники внутренних дел. На проезжую часть выходил только в сцепку».

По словам Алексея, он видел сотрудников в черной форме и со щитами, предполагает, что это были сотрудники ОМОН. Поступали ли требования разойтись, не помнит. Допускает, что такие требования могли быть. Послушал призыв разойтись после того как вышел из сцепки. Брат стоял в сцепке позади сбоку.  Сцепка перекрывала только одну полосу движения. Необходимости создавать сцепку не было, она простояла пару минут. Махнул брату рукой приглашающим жестом, когда становился в сцепку. Из материалов дела узнал, что брат встал в сцепку. Когда сотрудники начали применять спецсредств, то с братом ушли домой.

На уточняющие вопросы адвоката Алексей ответил, что сцепка была больше символическая, так как она не могла помешать движению транспорта, сотрудники находились далеко. Алексей был без символики, средств самообороны не было с собой, маски не было.

Про акцию протеста 10 августа Алексей сказал, что не было никакой информации, что будет что-то происходить: он просто вышел в магазин. Увидел, что на перекрестке у «Риги» собралось много людей. Так как происходящее было необычно, поэтому снял на видео. Когда заходил в магазин, то на улице было многолюдно, но на дороге людей не было. Когда вышел из магазина, то люди уже вышли на дорогу. Когда решил перейти дорогу, то увидел там баррикады. 10 августа Алексей не участвовал в массовом мероприятии. Ушел ближе к полуночи.

Его брат, Александр Русецкий на суде рассказал, что “было общеизвестно", что 9 августа будут проходить акции протеста. Предлагалось, что если будут сомнения в результатах выборов, то выйти к Стеле, чтобы выразить своё недовольство. Сам Александр вышел из любопытства, потому что хотел знать, что происходит в городе, так как не было интернета. Предполагал, что возможно мероприятие несанкционированное. Вышел из дома около 22.00. Брата встретил на остановке у площади Бангалор. Так как шёл к стеле решил пойти с братом посмотреть из любопытства, что происходит.

Придя к Стеле, увидели несколько тысяч человек. Большинство было на тротуаре, в зеленой зоне, часть была на проезжей части. Сотрудников органов внутренних дел увидел на перекрестке – они перекрывали дорогу. Брат выходил на проезжую часть, Алексей стоял в сцепке перед ним. Чтобы не терять брата из виду подошел и к группе людей, людям, стоящим перед ним положил ладони на плечи и приподнялся, чтобы увидеть что происходит.

«Я могу предположить что я выходил на проезжую часть. Точно не уверен».

Постояв несколько минут с группой людей ему стало дискомфортно, потом отошел на тротуар. Обсуждали с братом что надо уходить домой, так как может быть опасно.

Александру позвонили на работу сотрудники ГУБОПиКа и попросили явиться к ним для дачи показаний. Когда он приехал, то его задержали. Ему показали фотографию с протеста, где был брат, но его самого там не было.

В материалах дела имеется «покаяльное видео» Алексея, которое опубликовано на «Желтых сливах».

Чем все закончилось?

Гособвинитель запросил следующее наказание для братьев: для Александра – ограничение свободы с направлением в учреждение открытого типа сроком на 2,5 года, для Алексея – 3 года.

В последнем слове Алексей еще раз подчеркнул, что признает вину и раскаивается.

«Самое главное – семья. Есть кредит хочу выполнить кредитные обязательства и работать на благо общества».

Александр в последнем слове тоже признал вину полностью.

«Ещё 9 августа понял, что не приемлю насилие, хочу приносить пользу обществу».

В итоге, судья Екатерина Мурашко 30 ноября назначила именно такое наказание, которое просил прокурор для братьев: 2,5 и 3 года «химии». После почти трех месяцев под стражей их освободили в зале суда.

Апошнія навіны

Партнёрства

Сяброўства