Минчанку оштрафовали на 1860 долларов за пять сердечек в лифте и надпись "Жыве Беларусь"
В Минском районном суде 1 февраля за изображение сердечек и надпись “Жыве Беларусь” на плафоне освещения в лифте осудили 52-летнюю минчанку Наталью Слепцову. Весной прошлого года ее за это арестовывали на 22 суток, но затем еще возбудили уголовное дело за злостное хулиганство и поместили под домашний арест на три месяца. В суде статью изменили на более мягкую — ст. 341 Уголовного кодекса (порча имущества). Чтобы вычислить того, кто оставляет протестные надписи и рисунки, силовики установили видеокамеру в плафоне в лифте. Нанесенные протестные надписи по собственной инициативе отмывала соседка, которая на суде задавалась вопросом: “Они невероятные — а соседи тогда кто?” В итоге судья Елена Новикова назначила Наталье Слепцовой огромный штраф — 150 базовых величин (4800 рублей, или 1860 долларов).
В чем обвинили женщину?
Согласно версии обвинения по ч. 1 ст. 339 Уголовного кодекса (злостное хулиганство), Наталья Слепцова с 25 марта по 21 апреля 2021 года, находясь в общественном месте — кабине лифта "Пассажирский ПП-0626Щ", размещенном в одном из домов агрогородка Ждановичи, систематически наносила красным маркером на плафон освещения кабины лифта надписи и оскорбления, “символизирующие явную протестную направленность, нарушая архитектурную выразительность и существенно снижая эстетические характеристики имущества”. Вот как выглядели, по мнению следствия, злостные хулиганские действия Натальи:
25 марта около 18:30 оставила на плафоне “неустановленную надпись”;
2 апреля около 00:17 нарисовала сердце и написала “Жыве”;
7 апреля около 11:01 нарисовала сердце;
10 апреля около 22:20 нарисовала сердце;
11 апреля около 23:04 нарисовала сердце и написала “Беларусь!”;
18 апреля около 01:00 нарисовала сердце с полосой;
19 апреля около 00:23 на сердце нарисовала полосу;
21 апреля около 22:10 на сердце нарисовала полосу.
Тем самым, как говорится в обвинении, Наталья нанесла ущерб на сумму не менее трех белорусских рублей соседке Наталье К., которая по своей инициативе убирала протестные надписи в лифте. Именно столько она потратила на “восстановление первоначальных эстетических характеристик кабины лифта”.
Согласно первоначальной версии обвинения, женщина “демонстрировала крайне презрительное отношение к моральным ценностям общества и демонстративно противопоставляя себя им, осознавая публичный резонанс своих действий”.
По ст. 339 УК Наталью поместили на все лето под домашний арест. Во время судебных прений дело переквалифицировали на ст. 341 Уголовного кодекса — осквернение построек и порча имущества.
На суде Наталья вину признала частично — только то, что действительно рисовала в лифте сердечки.
Отсидела уже за это 22 суток
Но, по информации “Весны”, Наталью Слепцову за эти надписи и рисунки в лифте привлекали к административной ответственности в мае прошлого года. Ее задерживали 30 апреля 2021 года и обвинили по ст. 24.23 КоАП в "пикетировании в период с 7 по 18 апреля путем выделения маркером красного цвета надписей "Жыве", "Беларусь", и рисования "сердечка" в лифте жилого дома в агрогородке Ждановичи". Тогда и стало известно, что в лифте установлены камеры видеонаблюдения. Судьи Кропачев и Казей в этом же Минском районном суде арестовали ее в общей сложности на 22 суток.
“Они невероятные — а соседи тогда кто?” Что говорила на суде соседка, которая отмывала надписи и рисунки в лифте
На процессе допросили в качестве свидетельницы соседку Наталью К. Она рассказала на суде о надписях и рисунках в лифте и как пыталась сама их выводить:
“У нас, в принципе, в доме никогда никаких надписей раньше никто не писал. Ни на стенах, ни в лифте, нигде ничего. Но где-то весной у нас был такой момент. <...> На панели начали появляться надписи. Надписи содержания такого: “Жыве Беларусь”, “Жыве вольная”, “Свабоду народу”. Вот такие вот надписи. “Мы невероятные". <...> У нас никогда никаких надписей не было, и тут являются надписи, начинают стираться. Потом появились и наклейки с БЧБ- флагами. Тоже, и срывали, грязь эту... Ну, вид убитый. Сказать по совести, бомжацкий. Конечно, [я была] недовольна, мне не нравилось, это я говорила администрации сразу.
Я попробовала стирать. Меня поразила надпись "Мы невероятные". Они невероятные — а соседи тогда кто? Сначала пыталась просто, уже не помню чем, какой-то тряпкой или бумагой вытереть сухой, не получилось. Потом как-то такой влажной — тоже нет. А потом я уже пыталась стирать жидкостью для снятия лака, ватными дисками. Да, вытирала, мыла”.
На суде выяснилось, что материальным ущербом признали расходы этой соседки на щетку, которой та стирала надписи в лифте по собственной инициативе.
“Просто я посчитала, что, понимаете, я, например, для себя посчитала, что это как бы не навязывали мне чужого мнения. Я не отношусь к противникам президента. У меня другие взгляды... Я свое мнение никому не высказывала, никому не навязывала. А когда появляются такие "Свабоду народу", так они... И мне это неприятно, а еще неприятно то, что в лифте у нас стала грязно. Откровенно грязно. Вот для этого и вытирала, чтобы было чисто”.
“Теперь больше детки пишут”. А что говорил председатель товарищества?
На суде допросили председателя товарищества собственников Александра Я.
“Да, собственно, сказать нечего. Я не видел никакой символики. Наташа, видимо, нарушила, вред товариществу нанесла тем, что там что-то делала. Я вам скажу: я в этом лифте в тот момент, когда была символика, не ездил”.
На суде он сказал, что плафоны в замене не нуждались, повреждений на них не было. Также он сообщил, что в марте-апреле прошлого года пользовался лифтом и не видел там никаких рисунков и надписей.
“Теперь больше дети пишут. Ну, допустим, у нас детишки могут написать друг на друга какое-то оскорбительное слово. У нас есть уборщица. Они тут же снимают это, вытирают. Это так происходит”.
Как вычислили женщину?
Как стало известно правозащитникам, чтобы вычислить оставляющего надписи и рисунки в лифте человека, силовики установили в плафон видеокамеру. Именно так идентифицировали Наталью Слепцову, задержали и бросили ее на "сутки", а потом возбудили против нее уголовное дело.
Чем все закончилось?
В судебных прениях прокурор переквалифицировал дело из ст. 339 на 341 Уголовного кодекса. Судья Елена Новикова признала Наталью Слепцову виновной и назначила ей штраф — 150 базовых величин (4800 белорусских рублей, или 1860 долларов).