viasna on patreon

Свидетели в погонах скрывались за ширмой. В Гродно за сцепку в "Марше единства" к 2,5 годам "домашней химии" приговорили 62-летнюю уборщицу

2021 2021-11-11T09:43:34+0300 2021-11-16T16:47:32+0300 ru Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

Дело рассматривал судья Дмитрий Кедаль, государственное обвинение поддерживала Елена Пронько. В самом начале судебного разбирательства прокурор зачитала ходатайства сотрудников милиции, которые просили допрашивать их за ширмой, потому как "в случае узнаваемости те опасаются за свою жизнь и здоровье".

Адвокат обвиняемой был против. Как он выразился, его "подзащитная не является членом террористической организации, и подобные заявления должны быть чем-то обоснованы".

И все же судья удовлетворил ходатайство свидетелей.

По версии обвинения, 6 сентября 2020 года в 13. 20 уборщица с "Гродно-Азота" Янина Глазкова, "осознавая противоправность своего поведения и вдохновляя окружающих, стала активным участником групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок, нарушив требование закона "О массовых мероприятиях".

Янину Болеславовну обвинили в участии в "Марше единства", на проведение которого от властей не было получено разрешения.

Также по версии гособвинения, подсудимая не подчинялась приказам представителей милиции, которые пытались пресечь противоправные действия собравшихся, и "по предварительному сговору с иными неустановленными лицами" продолжила призывать граждан к групповым действиям, грубо нарушающим общественный порядок". Итогом действий женщины, по мнению прокурора, стало то, что собравшиеся образовали сцепку.

Когда слово дали Янине Глазковой, она рассказала, что в тот день на место событий попала случайно. На самом же деле в тот день она вышла из дома в Фарный костел, чтобы заказать имшу – в то время она ухаживала за больным отцом. Также женщина отметила, что заранее не знала о происходящих в городе событиях, потому что недавно у нее умер брат, а на руках был больной отец и супруг с третьей группой инвалидности.

На вопрос о том, как она оказалась в сцепке, подсудимая пояснила, что это произошло спонтанно, и что за руки ее подхватили после того, как милиция начала задержания. После уточняющих вопросов адвоката, Янина Болеславовна сказала: "Если бы заранее знала об акции, в ту сторону бы в тот день не пошла".

"Подошла к акции из женского любопытства"

Вопросы подсудимой задал и судья. Так, например, он поинтересовался, что именно та выкрикивала, стоя в сцепке и хлопая в ладоши. Женщина пояснила, что кричала что-то схожее со словом «пропусти», потому как ей казалось, что если она будет делать то же, что и остальные, милиция их пропустит и не будет преграждать движение.

"В костел в итоге сходили?" — уточнил судья.

"Нет, в тот день в таком состоянии в костел я идти не смогла. Попыталась быстро уйти с мест события. Имшу в результате заказала сестра, а через три дня папа умер", — ответила женщина.

За шторкой в зале суда в это время сидели свидетели — Ангелина Нагорная, Николай Задоев и Сергей Тимофеев. Это сотрудники милиции, которые в тот день работали возле места проведения "Марша единства".

Нагорная рассказала, что в тот день она "осуществляла охрану общественного порядка в связи с получением информации о том, что около филармонии соберутся граждане, не согласные с выборами, и хотят в знак протеста пройти колонной по центру города". Свидетель уточнила, что участники марша перегородили дорогу и мешали движению транспорта. При этом по громкоговорителям представители власти предупреждали собравшихся об уголовной и административной ответственности за нарушение общественного порядка и просили разойтись.

Также свидетель Нагорная рассказала, что у собравшихся с собой были бело-красно-белые шары, ленточки, транспаранты, они выкрикивали "Жыве Беларусь", а некоторые пытались сорвать маски с сотрудников милиции и хватались за форменное обмундирование.

Адвокат отметил, что свидетель дала избирательные показания относительно обстановки, которая происходила в тот день, и подчеркнул, что свидетель не может назвать точного места своего нахождения в момент, когда участие в массовом мероприятии приняла подсудимая.

Свидетель Задоев также не смог уточнить своего местонахождения в тот день. Сказал только, что "нёс службу в разных частях города, где находились около 150 граждан, принимавших участие в несанкционированном массовом мероприятии". Он же поведал суду, что в тот день люди стояли в сцепке и игнорировали призывы милиции разойтись. Саму Янину Болеславовну Задоев не узнал. Подтвердить, что в сцепке стояла именно она, милиционер не смог.

Свидетель Тимофеев рассказал, что после выкрикивания лозунгов, участники массовой акции протеста пошли еще и на силовое столкновение с сотрудниками милиции.

Во время прений прокурор подчеркнула, что в деле она не усматривает ни смягчающих, ни отягчающих вину обвиняемой обстоятельств, попросила суд признать Янину Глазкову виновной в преступлении по ст. 342 УК РБ и запросила для нее наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на три года.

Адвокат обвиняемой настоял на оправдательном приговоре, поскольку показания свидетелей противоречат видеозаписи, которую стороны могли видеть во время изучения письменных материалов дела.

"Доказательств, которые свидетельствуют о вине моей подзащитной, не добыто, мотивировать бездоказательный приговор нельзя. Потому речь о справедливости становится эфемерной. Прошу суд оправдать мою подзащитную и прекратить уголовное дело", — настоял адвокат.

В последнем слове обвиняемая сказала, что сожалеет о том что произошло, и что в костел ей надо было идти в другой день.

Судья признал Янину Глазкову виновной. Женщину приговорили к 2,5 годам «домашней химии».

Апошнія навіны

Партнёрства

Сяброўства