Превентивный удар по свободе слова

2005 2005-10-27T10:00:00+0300 1970-01-01T03:00:00+0300 ru Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

Белорусские власти продолжают вести борьбу с тлетворным влиянием своего западного соседа. На этот раз жертвой боевых действий пал первый канал Польского телевидения: со вторника жители Гродненской области лишились последней возможности смотреть его передачи. Программы канала длительное время свободно транслировались на территории Беларуси и были очень популярны среди жителей области (именно здесь процент этнических поляков среди населения самый высокий в стране). Однако Минску, очевидно, не нравилось такое положение дел, когда граждане могут смотреть неподцензурное зарубежное телевидение, которое к тому же имеет свой взгляд на происходящее в стране. Поэтому в феврале по решению министерства информации Беларуси первая программа Польского телевидения была переведена из так называемого "социального" в "дополнительный пакет" телепрограмм, пишет российская "Газета".
Последние месяцы за дополнительную плату смотреть его могли по кабельной сети лишь абоненты ООО "Гродненский областной техноторговый центр "Гарант". Однако и этого властям показалось недостаточно: с 25 октября передачи польского первого канала перестали транслироваться и по кабельному телевидению. Как сообщил "Газете" на условиях анонимности сотрудник "Гаранта", инициатором прекращения трансляции вновь выступило министерство информации Беларуси. При этом он не стал официально комментировать решение о запрете ретрансляции польского канала, опасаясь, что власти лишат предприятие лицензии. Нечто подобное уже было летом: тогда в Минске было запрещено транслировать один из украинских музыкальных каналов, поддержавших "оранжевую революцию". Руководство белорусской фирмы, ретранслировавшей передачи канала, поначалу заявило о политических гонениях. Однако затем, под угрозой лишения лицензии, вынуждено было себя опровергать.
Между тем представляется вполне очевидным, что причины запрета все-таки следует искать в политической плоскости. Как считают многие независимые эксперты, белорусскому "министерству правды" не понравилась позиция польских телевизионщиков во время недавнего конфликта вокруг общественного объединения "Союз поляков Беларуси", штаб-квартира которого располагается в Гродно. Напомним, что в марте нынешнего года на съезде союза было избрано новое руководство: вместо лояльного режиму Лукашенко Тадеуша Крючковского главой организации стала Анжелика Борис, настроенная по отношению к президенту отнюдь не столь дружелюбно. Белорусские власти приложили максимум усилий, чтобы не допустить нежелательных изменений: съезд объявили нелегитимным, а заодно обвинили Польшу, финансировавшую его проведение, в "подрывной деятельности" против Беларуси (именно после этих громких слов начались печально знаменитые взаимные высылки польских и белорусских дипломатов).
В конце концов победа осталась за властями, но до этого члены союза пережили штурм своей резиденции ОМОНом и аресты неугодных Минску лидеров. Все эти события освещались польскими тележурналистами, причем их точка зрения, вполне естественно, не совпадала с мнением белорусских официальных лиц. Именно это, как считает независимый гродненский журналист Андрей Почобут, и стало причиной нынешнего запрета на ретрансляцию первого канала Польского телевидения. При этом, заметил журналист, рекомендация министерства информации странным образом совпала с решением канала открыть в Гродно свой корпункт. "Фактически белорусские власти нанесли превентивный удар по свободе слова и лишили жителей Гродненской области независимого источника информации", - подчеркнул Андрей Почобут. (Хартия-97)

Последние новости

слухаць Радыё рацыя Міжнародная федэрацыя правоў чалавека Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка КАМУНІКАТ Грамадзкі вэб-архіў ВЫТОКІ Антидискриминационный центр АДЦ 'Мемориал' Prava-BY.info Беларускі Праўны Партал Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье
Московская Хельсинкская группа
Молодежное Правозащитное Движение
amnesty international