На белорусском телевидении идет фильтрация кадров

2006 2006-03-02T10:00:00+0200 1970-01-01T03:00:00+0300 ru Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

Статья "Зачистка "голубого экрана" на Euramost.org рассказывает о вполне ординарном в сегодняшней Беларуси явлении -- отстранении ведущих от телеэфира.

Когда президент Лукашенко пришел к власти в 1994 году, еще в первые месяцы своего правления он подписал указ, в соответствии с которым Белтелерадиокомпания переходила в прямое подчинение президента. После того указа президентская администрация с каждым годом усиливала свое доминирующее положение над Белтелерадиокомпанией. Казалось бы, за 12 лет «доверительного управления» можно было расставить в эфире белорусского телевидения исключительно благонадежных ведущих. Тем не менее, отстранения ведущих от эфира продолжаются до настоящего времени.

История должна быть одна - официальная
Юрий Жигамонт в советское время работал машинистом башенного крана, однако вскоре понял, что жизнь хочется провести более достойно, и решил сменить профессиональное поприще. Поступил в Академию искусств, закончил ее, работал в театре «Вольная сцена». В какой-то момент получил предложение делать цикл исторических программ для белорусского телевидения. Снял около двухсот передач «Путешествие дилетанта», в которых рассказывал о давний страницах белорусской истории.

В минувшее воскресенье очередной выпуск «Путешествий дилетанта» не вышел. Руководство Белтелерадиокомпании заявило автору исторического цикла передач, что тот в «Путешествиях дилетанта» давал неправильную оценку белорусскому прошлому. «Иван Грозный освободил Беларусь от всего польского и литовского. Кастусь Калиновский - польский предатель, который хотел продать Беларусь Польше», - постаралось объяснить руководство Белтелерадиокомпании Юрию Жигамонту «как надо» рассказывать о белорусской истории.

Впрочем, это уже не первый случай, когда руководство белорусского телевидения предпринимает попытки «фильтровать» рассказы ведущих о белорусском прошлом. Так, летом 2005 года от эфира на белорусском телевидении был отстранен Александр Матафонов.

Закончив в 1999 году Белорусский государственный университет культуры по специальности «драматургия», Матафонов по распределению попал на белорусское телевидение, где до 2004 года работал редактором научно-популярной редакции, а затем специальным корреспондентом. Длительное время он вел передачу «Открытый архив», которая по сути своей целиком и полностью была посвящена белорусской истории. Летом минувшего года Александру Матафонову было сказано, что его оценка белорусской истории не совпадет с той, которой придерживается официальный Минск. В общем, одним ведущим в эфире БТ стало меньше…

Лицом не вышли
В последние годы в стенах белорусского телевидения имели место и другие, еще более странные причины отстранения ведущих от эфира. Началось все с того, что президент Лукашенко в 2004 году обратил внимание на преобладание «француженок с замызганными лицами» на рекламных щитах в Минске и потребовал фотографировать «туда своих».

После этого в здании на улице Макаенка, где находится Белтелерадиокомпания, стали присматриваться к… внешнему виду ведущих. Нет-нет, присматриваться начали не к макияжу, не к гармонии костюма с интерьером студии, не к маникюру, а к тому, есть ли у ведущей… славянская внешность.

Из-за того, что славянская внешность не была обнаружена у некоторых ведущих программы «Доброе утро, Беларусь», последние были убраны из эфира. По этой причине в 2005 году были отстранены от эфира Мария Павленко и даже жена председателя правления крупнейшего в Беларуси коммерческого банка Елена Внукова.

Последние новости

слухаць Радыё рацыя Міжнародная федэрацыя правоў чалавека Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка КАМУНІКАТ Грамадзкі вэб-архіў ВЫТОКІ Антидискриминационный центр АДЦ 'Мемориал' Prava-BY.info Беларускі Праўны Партал Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье
Московская Хельсинкская группа
Молодежное Правозащитное Движение
amnesty international