Мониторинг СМИ: В отдельных государственных СМИ оппозицию начали ассоциировать с наркодилерами и алкоголиками

2010 2010-12-14T15:09:37+0200 1970-01-01T03:00:00+0300 ru http://spring96.org/files/images/sources/elektronnyja_smi.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

ОО "Белорусский ассоциация журналистов" презентовала бюллетень № 3 мониторинга "Освещение президентских выборов 2010 в белорусских СМИ" (21 ноября - 10 декабря 2010 г.)

Авторы мониторинга сразу обращают внимание на тот факт, что это был самый активный период избирательной кампании, в который кандидаты через газеты, радио и телевидение обратились к избирателям со своими программами. Правда, основная схема освещения избирательного процесса осталась неизменной.

Государственные средства массовой информации очень субъективно подают информацию об оппозиционных кандидатах, в ряде случаев даже маргинализируют их программы и действия. По-прежнему большинство газетных площадей и эфирного времени уделяется одному известному кандидату в президенты. Сообщая о данных различных социологических опросов, часто без указания, кто их проводил, те же самые СМИ создают эффект предопределенности результатов голосования.

Негосударственные средства массовой информации не опускаются до откровенной дискредитации кандидатов в президенты, стараются предоставлять о них информацию разнообразную и объективную.

Государственные СМИ: Его Величество "Неперсонифицированный кандидат"

В абсолютном большинстве государственных СМИ "еще более отчетливой стала тенденция к деперсонификации альтернативных кандидатов". Например, известная программа "Панорама" (Первый национальный канал Белорусского телевидения) субъекту « неперсонифицированный кандидат» программа отвела почти 36% времени. Авторы мониторинга такой феномен объясняют следующим образом - оппозиция не должна быть познавательной (или, иначе говоря, "все оппозиционеры на одно лицо").

"По сравнению с предыдущими периодами мониторинга тема выборов получила в этой программе больше времени: 10,6% или 1 час и 23 минуты. Но главной темой все же не стала. Ведь почти 2 часа программа отвела освещению подготовки, работы и результатов Всебелорусского народного собрания, направленность которого на поддержку действующего президента была очевидна как в комментариях журналистов, так и делегатов ".

Отметилась "Панорама" и новым подходом в освещении действий оппозиции - сейчас ее ассоциируют с наркодилерами и алкоголиками. Хочется привести две цитаты из сюжета "Оппозиционная молодежь массово спивается" (программа "Панорама" от 22.11.2010): “Целая плеяда видных борцов с диктаторским режимом занимается наркотой”. “Употребление алкоголя и чего-то покрепче – это норма для современной оппозиционной молодежи”.

Вместе с тем, пока ведущие государственные телеканалы страны ни разу не предоставили свое эфирное время для альтернативных кандидатов в президенты, деятельность которых на тех же каналах предвзято или тенденциозно освещалась.

Правда, в региональных СМИ вообще не хотят вспоминать даже фамилии кандидатов в президенты! Кроме, конечно, одного.

Так, программа "Новости Регион" (телерадиокомпания "Гомель"), ни разу не вспомнила фамилий противников действующего президента, субъекту "неперсонифицированный кандидат" отвела 83% времени. А аналогичная программа телерадиокомпании "Могилев" не вспомнила альтернативных кандидатов в целом, даже и в неперсонифицированной форме.

Очень интересный подход у журналистов государственных средств информации к такому жанру как опрос.

Возьмем, например, Первый национальный канал, недельная аналитическая программа "В центре внимания" от 28.11.2010. “В Беларуси стартовала агитационная кампания, в том числе, теле- и радиовыступления кандидатов в президенты. Реакция экспертов и “простых избирателей”. Сюжет построен на опросе граждан на улицах разных городов Беларуси, цитировании из интернет-ресурсов, в том числе независимых. Абсолютно все респонденты резко критиковали выступления альтернативных кандидатов.

Причем, такой подход свойственен не только для Первого национального канала, но и для подавляющего большинства других государственных медиа-ресурсов страны.
 
Негосударственные СМИ кандидатов в президенты персонифицируют


"Комсомольская правда в Беларуси" за указанный период про А. Лукашенко писала меньше, а про его соперников больше. Правда, если первый подавался преимущественно положительно, то его оппоненты - исключительно нейтрально.

Интернет-газета naviny.by старалась давать поровну места как действующему главе государства, так и его конкурентам. Я. Романчук получил почти 13% площади сайта сравнительно со всеми остальными субъектами мониторинга, Лукашенко - 12%,В. Некляев - почти 10%, Г. Костусев - 8%, А. Санников, Николай Статкевич и А. Михалевич - более 6%), а В. Терещенко и Д. Усс - соответственно более 5% и 3%. Оценка деятельности этих кандидатов и их программ была чрезвычайно сбалансирована.

Газета "Наша нива" все-таки больше внимания уделила А. Лукашенко (33%). Например, Я. Романчук получил лишь 11 процентов газетной площади. Правда, это издание деятельность нынешнего президента оценивало нейтрально и негативно, а Я. Романчука - положительно.

Вот как прокомментировал итоги третьего мониторинга средств массовой информации, который провел БАЖ медиа-эксперт Василий Бусел: "Пока А. Лукашенко удалось достичь определенных успехов на внешних "фронтах"- руководители США, Евросоюза и России встречались в последнее время как с самим нашим президентом, либо с его доверенными лицами, что можно расценить как определенную форму поддержки в преддверии голосования 19 декабря. Вместе с тем, появление в СМИ заявления главы президентской администрации Владимира Макея о "деструктивных" планы оппозиции дают почву для того, что в государственных средствах появятся, условно говоря, "крысы", которых натравливает злая оппозиция на "честных граждан" , и "миллионные" счета некоторых основных фигурантов избирательных кампаний отдельных кандидатов в президенты. Да и много другого ".
 
КСТАТИ

Напомним, что исследования суммируются на основании анализа программ и материалов следующих медиа-ресурсов:

- Телевидение и радио:

Первый национальный канал, (программа "Панорама"), ОНТ (новостная программа "Наши новости"), Первый национальный канал (недельная аналитическая программа "В центре внимания"), Национальное радио, 1 программа "Радиофакт", "Первый городской" ТВ, Экспресс 101,3 FM, "Новости региона" (Могилев), Областное радио (Могилев);

 - Интернет-ресурсы:

www.naviny.by, www.belta.by;

- Печатные СМИ:

"Беларусь сегодня" ("Советская Белоруссия"), "Народная воля", "Республика", "Белорусы и рынок", "Наша нива", "Комсомольская правда в Белоруссии", "Гомельская правда", "Могилёвская правда".
 
"Правозащитники за свободные выборы"
 

Файлы

 

Последние новости

слухаць Радыё рацыя Міжнародная федэрацыя правоў чалавека Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка КАМУНІКАТ Грамадзкі вэб-архіў ВЫТОКІ Антидискриминационный центр АДЦ 'Мемориал' Prava-BY.info Беларускі Праўны Партал Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье
Московская Хельсинкская группа
Молодежное Правозащитное Движение
amnesty international