Президентская кампания-2010: государственные СМИ по-прежнему относятся к выборам маргинально

2010 2010-11-23T16:04:36+0200 1970-01-01T03:00:00+0300 ru http://spring96.org/files/images/sources/baj-logo.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

ОО "Белорусская ассоциация журналистов" презентовала бюллетень № 2 мониторинга "Освещение президентских выборов 2010 в белорусских СМИ" (1 - 20 ноября 2010 г.)

Напомним, что исследования ведутся на основе анализа программ и материалов следующих медиа-ресурсов:

- Телевидение и радио:

Первый национальный канал, (программа "Панорама"), ОНТ (новостная программа "Наши новости"), Первый национальный канал (недельная аналитическая программа "В центре внимания"), Национальное радио, 1 программа "Радиофакт", "Первый городской" ТВ, Экспресс 101,3 FM, "Новости региона" (Могилев), Областное радио (Могилев);

 - Интернет-ресурсы:

www.naviny.by, www.belta.by;

- Печатные СМИ:

“ Беларусь сегодня” (“Советская Белоруссия”), “Народная воля”, “Рэспубліка”, “Белорусы и рынок”, “Наша ніва”, “Комсомольская правда в Белоруссии”, “Гомельская праўда”, “Могилёвская правда”.
 
Государственные СМИ: “Шоу, которым живет вся страна” - это не выборы ...  

Как отмечают авторы мониторинга, ведущие белорусские государственные телеканалы стали больше уделять внимания теме выборов.

Новостная программа "Панорама" (Первый национальный канал Белорусского телевидения) стала уделять теме выборов 3% (ранее этот показатель составлял 0,86% времени).

Программа "Наши новости" ОНТ также увеличила внимание к теме выборов (6,8% против 3,3% времени соответственно с другими рубриками).

Сравнительно с предыдущим этапом мониторинга программа "Наши новости" ОНТ также увеличила внимание к теме выборов (6,8% против 3,3% времени соответственно с другими рубриками).

Вместе с тем, та же "Панорама" акцентировала внимание на деятельности главы государства почти 85% времени сравнительно со всеми другими субъектами мониторинга против 75% в предыдущий период.

Как отмечают авторы данного мониторинга БАЖ, "главной темой программы была подготовка к проведению Евровидения". Например, 19.11.10 программа начала свой выпуск следующими словами: "Шоу, которым живет вся страна. Президент сегодня поднялся на сцену детского Евровидения ". И действительно, время, отведенное разным сюжетам на эту тему, составляет за этот период мониторинга 1 час 12 минут, или почти в 3 раза больше времени, отведенного избирательной тематике.

"Наши новости" ОНТ уделяют президенту страны как кандидату в президенты почти 54 минуты, а остальные (за исключением В. Римашевского) претенденты на пост главы страны все вместе имели только чуть более 2 минут.

Приблизительно такая же ситуация наблюдается на государственных радиочастотах.

Программа "Радиофакт" Первого национального канала государственного радио главными действующими лицами сделала ЦИК и президента А. Лукашенко. При этом другие кандидаты на пост президента подаются как некий неперсонифицированный субъект. И это касается не только "Радиофакта".

В "Новостях Региона" телерадиокомпании "Могилев" главными актерами, имеющими непосредственное отношение к избирательному процессу, были А. Лукашенко (41%), областная комиссия (29%) и неперсонифицированный кандидат (10%). А теме выборов программа отвела 2,1% времени, чуть больше, чем в предыдущий период (1,6%).

Государственное информационное агентство БелТА также часто употребляло неперсонифицированного кандидата в освещении хода этих выборов.

"Советская Белоруссия" ("СБ") в упор не видела и не видит других кандидатов в президенты, акцентируя внимание только на одном кандидате (около 61% площади сравнительно со всеми другими субъектами). При этом увеличила внимание к деятельности ЦИК (22,1% против11, 3% в предыдущий период). Есть небольшой интерес со стороны "СБ" к оппозиции, но он носит исключительно негативный характер.
 
Негосударственные СМИ: подходы к освещению президентской кампании не меняются

"Комсомольская правда в Белоруссии" как раньше уделяла больше внимания Александру Лукашенко в связи с выборами, так и уделяет.

Интернет-газета naviny.by как  предоставляла широкую картину избирательного процесса раньше, так и сейчас занимается этим - освещается деятельность 43 субъектов избирательной кампании.

Газета "Наша ніва" чуть меньше стала предоставлять места оппозиционным кандидатам. Явный лидер - В. Некляев (25% площади по сравнению с остальными субъектами). Для сравнения: А. Лукашенко в этом издании отдается чуть больше 14% газетной площади.

Газета "Народная воля", как и в предыдущий период, основное внимание уделила власти (почти 35%), к которой отнеслись в основном критически.

Газета “Белорусы и рынок” также сбалансировано освещает ход этой президентской кампании, несколько увеличив к ней внимание.
 
Когда черное можно сделать белым. И наоборот  

Авторы данного мониторинга отмечают медиаэффекты, которые активно практикуют государственные средства массовой информации, чтобы не искажать информацию, с помощью неполного, одностороннего или тенденциозного освещения фактов влиять на мнения читателей.

Препарирование информации в пользу действующей власти.

Например, БелТА заметило, что " Евросоюз отмечает более свободный характер нынешней кампании по выборам Президента Беларуси ". Это, мол, заметил "глава ведомства федерального канцлера ФРГ, федеральный министр по особым поручениям Рональд Пофалла ".

Вместе с тем, ничего не говорится о других высказывания этого влиятельного немецкого политика, который достаточно четко заявил, что “нормальных принципов для свободных выборов в Беларуси нет”.

Непростая агитация в пользу незарегистрированного кандидата.  

9 ноября этого года, когда еще предвыборная агитация была запрещена, в “Гомельскай праўдзе” появился текст, в котором говорится следующее: "Мне не безразлично, какое будущее ожидает родных, близких и весь наш народ. Поэтому я за нашего Президента А. Г. Лукашенко стою горой. Пусть ангел и Бог берегут его и хранят за то, что от перестройки он наш народ уберег. Чтоб звезда ему сияла до 100 лет, чтоб люди добрые за ним шли и родную Беларусь берегли".

Фокусирование внимания на одном кандидате

18 ноября БелТА с нескрываемой радостью сообщило уже через заголовок одного из своих материалов: "Лукашенко зарегистрирован кандидатом в президенты", хотя речь идет о регистрации еще девяти кандидатов.

Маргинализация и дискредитация оппозиционных потенциальных кандидатов

Вот что рассказал 14 ноября ведущий Юрий Прокопов в эфире недельной аналитической программы "В центре внимания": "... Теперь оппозиция ломает голову, как красиво избежать позора. Традиционно надежды возлагаются на митинги после выборов. Но так как призывы выходить на площадь непонятно ради чего и ради кого не интересуют даже идейных, оппозиция не брезгует мошенничеством. Через интернет рассылаются письма, в которых политическая акция преподносится как культурное мероприятие".

Результаты второй части мониторинга БАЖ мы попросили прокомментировать медиа-эксперта Василия Бусла: "Меня особенно заинтересовала последняя часть этого отчета, в которой анализируются медиаэффекты, которыми активно пользуются государственные средства массовой информации, как минимум последние 14 лет. Должен заметить, что не все эти медиаэффекты использованы в настоящий момент. Есть еще "точечное уничтожение" того или иного оппонента власти или альтернативного кандидата в депутаты - если в материале или материалах, размещенных в государственных средствах массовой информации, о нем целенаправленно предоставляется вся негативная информация, сплетни, слухи и т.д. Причем, "выстрел" может быть произведен одновременно из "орудий" нескольких государственных СМИ.

Не задействован на  данный момент и такой метод, который условно можно назвать "комплексным подходом" ко всей команде альтернативного кандидата на президентский пост. Он означает сбор и использование в СМИ компрометирующей  информации обо всех главных действующих лицах предвыборного штаба того или иного наиболее яркого конкурента А. Лукашенко.

Мне кажется, что придет время применения и таких подходов отдельных средств массовой информации в освещении этой президентской кампании".

"Правозащитники за свободные выборы"



Файлы

Последние новости

слухаць Радыё рацыя Міжнародная федэрацыя правоў чалавека Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка КАМУНІКАТ Грамадзкі вэб-архіў ВЫТОКІ Антидискриминационный центр АДЦ 'Мемориал' Prava-BY.info Беларускі Праўны Партал Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье
Московская Хельсинкская группа
Молодежное Правозащитное Движение
amnesty international