Мониторинг БАЖ: Государственные СМИ освещают выборы однополярно

2010 2010-11-02T13:23:02+0200 1970-01-01T03:00:00+0300 ru http://spring96.org/files/images/sources/baj-logo.jpg Правозащитный центр «Весна» Правозащитный центр «Весна»
Правозащитный центр «Весна»

В трехнедельном  мониторинге предоставляется информация о том, как белорусские электронные и печатные СМИ осветили в течение этого времени президентские выборы 2010 г. в Беларуси.

Исследования велись на анализе программ и материалов следующих медиа-ресурсов:

- Телевидение и радио:

Первый национальный канал, (программа "Панорама"), ОНТ (новостная программа "Наши новости"), Первый национальный канал, (недельная аналитическая программа "В центре внимания"), Национальное радио, 1 программа “Радиофакт”, “Первый городской” ТВ, Экспресс 101,3 FM, "Новости региона" (Могилев), Областное радио (Могилёв);

 - Интернет-ресурсы:

www.naviny.by, www.belta.by;

- Печатные СМИ:

Беларусь сегодня ("Советская Белоруссия"), "Народная воля", "Рэспубліка", "Белорусы и рынок", "Наша ніва", "Комсомольская правда в Белоруссии”, “Гомельская правда", "Могилёвская правда".

Молчание или издевательство

И вот к каким выводам пришли мониторщики. В государственных электронных и печатных СМИ тема президентских выборов в указанный период была далеко не приоритетной. Например, на погоду отводилось времени в два или три раза больше, чем сюжетам, посвященным выборам. В государственных СМИ доминировал положительный образ лишь одного претендента в кандидаты - действующего главы государства. Фамилии остальных претендентов либо игнорировались, либо только упоминались. Потенциальных кандидатов в президенты, кроме Александра Лукашенко, либо игнорировали, либо подавали под иронично-насмешливым "соусом".

Как говорится в мониторинге, "новостная программа" Панорама "(Первый национальный канал Белорусского телевидения) отвела действующему президенту почти 75% времени (сравнительно со всеми другими субъектами мониторинга), ЦИК почти 19%, наблюдателям из стран СНГ - 6% и только вспомнила о потенциальных кандидатах Некляеве и Провальском (менее 0,06%), а также Гайдукевиче (0,1%). Президента Лукашенко и его деятельность программа оценила исключительно положительно, роль наблюдателей из стран СНГ - нейтрально, а ЦИК - нейтрально и позитивно. Избирательному процессу программа "Панорама" отвела 0,86% времени, погоде-3,45%, спорту 17,4%. Остальное же время было посвящено другим темам, от экономики и политики до культуры и социальных проблем ".

Приблизительно такая же картина вырисовывается в отношении ОНТ и других государственных информационных ресурсов.

Но Первый национальный, кажется, "переплюнул" всех своих коллег по журналистскому государственному цеху.

Например, автор одного из сюжетов на ОНТ А. Михальченко мотивацию снятия с предвыборной гонки Сергея Рыжова (препятствия по сбору подписей) обозначил как "враньё".

А вот в том же сюжете о "проблеме" общественного активиста Михаила Башуры: " Вот и координатор движения “Говори Правду” Михаил Башура попался на подделке справки о доходах. Липовый документ позволил получить льготный кредит ". Еще цитата: " Потом Башура примкнул к движению “Говори Правду” и - о чудо! – банальный жулик превратился в политического деятеля”. И дальше: “Так может и педофила, если он насилует исключительно пионеров и членов БРСМ, считать борцом с режимом?”

Начинает тот сюжет Михальченко: " Рыжый, рыжый, конопатый, снялся с гонки в кандидаты. Вождь предпринимателей тоскует по крыше. А координатор движения “Говори Правду” погорел на обмане ".

"Советская Белоруссия" " кроме действующего президента (68,3% объема относительно других субъектов) не принимала во внимание других претендентов.

Среди других субъектов, о которых писала в контексте выборов, - оппозиция (13,6%), ЦИК (11,3%), проправительственные организации (5,1%) и наблюдатели из стран СНГ (1,6%). Единственным субъектом, который "СБ" оценивала негативно, была оппозиция как неперсонифицированный субъект, что в свою очередь еще более оттеняет положительную оценку президента и его деятельности ".

Авторы мониторинга БАЖ приводят очень интересную цитату из этой газеты, посвященную  нынешним выбором из материала под красноречивым заголовком " Власть делает всё возможное ": президент "подчеркнул, что заинтересован в политической конкуренции: «Я народ просил: подпишитесь, поддержите других кандидатов». А сейчас Александр Лукашенко разочарован поведением некоторых потенциальных соперников. Констатировал: «Они сегодня думают о том, как снять свою кандидатуру». И дал свое объяснение поведению оппонентов: «Знают, что у них будет 0,2 процента на выборах. Думают: зачем идти позориться?» При этом Президент подчеркнул, обращаясь к брестчанам: «Я никогда не фальсифицировал выборы! Вы всегда меня избираете огромным количеством голосов».

Такую же позицию по отношению к освещению выборов продемонстрировали другие промониторенные государственные СМИ: «Первый городской» (Гомель), "Новости региона" (Могилев), радио "Экспресс 101,3 FM" (Гомель), Областное радио (Могилев), интернет - ресурс www.belta.by, газеты "Рэспубліка", "Гомельская правда" и "Могилёвская правда".

Негосударственные СМИ в выборах видят выборы

Негосударственные средства массовой информации по сравнению со своими коллегами из государственных СМИ заняли противоположную позицию в освещении избирательной кампании. Правда, не все. Такая популярная газета как "Комсомольская правда в Белоруссии» отвела действующему президенту (сравнительно с остальными) приблизительно 82% газетной площади. И представлен он был в основном положительно. На остальных 10 претендентов пришлось 18% площади, где они были представлены нейтрально.

"Народная воля" бросилась в другую крайность. Действующую власть на этих выборах характеризовала исключительно критически. И наоборот позитивно подавала потенциальных кандидатов в президенты. Больше всего внимание этого издания пришлось на В. Некляева (почти 14% площади сравнительно со всеми остальными субъектами, что почти на 10% больше чем у Санникова).

Интернет-ресурс naviny.by "предоставил чрезвычайно широкую картину избирательного процесса, которая включает 40 субъектов избирательной кампании. Причем главными действующими лицами этого периода были как раз потенциальные кандидаты, ЦИК и некоторые политические партии и движения ".

Ничего удивительного

Медиа-эксперт Василий Бусел оценивает результаты данного мониторинга как ожидаемые:

"Ничего удивительного в освещении президентских выборов государственными и негосударственными средствами массовой информации я не вижу. Во время политических кампаний такого рода (да и по большому счету не только в это время) государственными медиа-ресурсами управляет президентская администрация, где уже давно выработан сценарий проведения выборов. Справедливости ради замечу, что в этом плане авторы данного плана в отношении подчиненных СМИ действуют достаточно технологично. Чем меньше информации о президентских выборах, тем больше они нивелируются  в глазах простого избирателя. Сам избирательный институт для многих представляется чем-то вторичным и неважным. Людям вбивается в голову: сегодня и так хорошо, зачем что-то менять? Для этой промывки мозгов даже негативная информация о кандидатах в президенты подается на этот раз очень дозировано. Таким образом подводится мысль, что эти кандидаты существуют в политической жизни страны эфемерно.

Правда, должен заметить, что и негосударственные средства массовой информации в данной весьма непростой ситуации ведут себя зачастую не идеально. Много кто стал на позиции - "мочи власть любыми средствами!" Есть и такие, которые по понятным причинам поддерживают исключительно какого-то одного потенциального кандидата в президенты. Нередко встречается и такая позиция среди негосударственных СМИ - писать о выборах как придется.

Не создавая какого-то плана по освещению наиболее знаковых событий этой компании.

Не разбираясь детально в "подноготной" того или иного кандидата.

Не представляя себе последствий публикации тех или иных материалов на страницах газет или в материалах на сайтах или в теле-и радиоэфире.

Хотя, конечно, более-менее объективную информацию о президентских выборах наши соотечественники могут получить только в негосударственных средствах массовой информации".

Инфографика по результатам мониторинга "Освещение президентских выборов 2010 года в белорусских СМИ"

"Правозащитники за свободные выборы"


 

Последние новости

слухаць Радыё рацыя Міжнародная федэрацыя правоў чалавека Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка КАМУНІКАТ Грамадзкі вэб-архіў ВЫТОКІ Антидискриминационный центр АДЦ 'Мемориал' Prava-BY.info Беларускі Праўны Партал Межрегиональная правозащитная группа - Воронеж/Черноземье
Московская Хельсинкская группа
Молодежное Правозащитное Движение
amnesty international